Ниже мы постарались коротко изложить всю картину внедрения раздельного сбора отходов в со стороны Правительства и Министерства Экологии Московской области.
Согласно территориальной схеме, в Московской области с 1 января 2019 года внедряется двухконтейнерная система сбора отходов. К сожалению, в отличие от Москвы, в Московской области площадки для раздельного сбора вторсырья размещаются не в каждом дворе. Постепенно они там появятся…
Нам часто пишут жители Московской области с вопросами об устройстве раздельного сбора во дворе, в СНТ или в частном доме.
С 2019 года в Подмосковье реализуется программа раздельного сбора отходов. За вывоз отвечают региональные операторы. Федеральным законом установлено, что региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами с собственником отходов (мусорообразователями), которые находятся в его зоне деятельности.
Региональные операторы заключают договора на вывоз отходов, в том числе РСО
* с управляющими компаниями многоквартирных домов,
* с администрациями посёлков,
* справлениями СНТ,
* с владельцами частных домов
Если в вашем посёлке нет контейнеров для раздельного сбора отходов, нужно добиваться их установки или заключить индивидуальный договор на вывоз отходов.
Куда обращаться, чтобы установили контейнер для вторсырья?
Куда обращаться, чтобы заключить индивидуальный договор?
Горячие линии региональных операторов:
Подробное описание программы, адреса региональных офисов регоператоров, ответы на часто задаваемые вопросы, порядок расчёта оплаты за вывоз ТКО смотрите на сайте http://tbo.mosreg.ru/
В синие сетки-контейнеры для раздельного сбора Московской области можно класть перечисленное на информационных плакатах вторичное сырьё (и не забывайте его сжимать):
По сведениям ТАСС, власти Московской области будут разрывать контракты с региональными операторами по вывозу мусора, если они нарушат нормы обращения с отходами два раза.
Одно из главных нарушений — смешивание мусора и вторсырья:
«Если вы увидели, что либо синий мусоровоз (для вторичного сырья) берёт серый контейнер (для смешанных отходов), либо в серый мусоровоз скидывают содержимое синего контейнера, прошу вас сообщать в любую социальную сеть, мы тут же отработаем», — заявил министр жилищно-коммунального хозяйства Подмосковья Евгений Хромушин.
Если вы увидели, как отходы из разных баков вывозит один мусоровоз, по возможности зафиксируйте это на фото или видео и напишите в Министерство ЖКХ Подмосковья. Укажите свои данные для связи, расскажите о том, что видели, укажите адрес происшествия и приложите фото/видео, фиксирующее нарушение.
Контакты:
Обращение в Министерство ЖКХ:
http://mgkh.mosreg.ru/feedback
Социальные сети:
ВКонтакте: https://vk.com/zkhpodmoskovie
Facebook: https://www.facebook.com/ZKH.mo?fref=ts
Одноклассники: https://ok.ru/zkhpodmoskovie
Twitter: https://twitter.com/zkhpodmoskovie
Telegram: https://t.me/mingkhmo
Instagram: https://www.instagram.com/mingkhmo/
Номер приёмной Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области:
+7 (498) 602-01-31, доб. 55-800
+7 498-602-00-49
+7 498-602-01-32 факс
+7 498-602-00-37
Почта: mingkh@mosreg.ru
Сначала следует обратиться на горячую линию регионального оператора Вашей площадки. В случае отсутствия изменений звоните в Министерство ЖКХ Подмосковья.
Министерство ЖКХ Подмосковья ведёт статистику, реагирует на обращения, собирает пожелания и обратную связь для налаживания системы раздельного сбора в Московской области.
Сообщение, переданное по телефону можно дополнить фотографиями и уточнениями по электронной почте mingkh@mosreg.ru
№ | Зона РО | Муниципальное образование |
Горячие линии |
1. | Алексинская (ООО «Экопромсервис») | Солнечногорский м.р. |
+7 (495) 648 08 05 |
Клинский г.о. | |||
2. | Воскресенская (ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск») | Воскресенский м.р. |
+7 (800) 511-76-72 |
г.о.Егорьевск | |||
Раменский м.р. | |||
г.о. Шатура | |||
г.о. Рошаль | |||
г.о. Люберцы | |||
г.о. Бронницы | |||
г.о. Жуковский | |||
3. | Каширская (ООО «Каширский региональный оператор») | г.о. Луховицкий |
+7 (499) 444-01-73 |
Ленинский м.р. | |||
г.о. Ступино | |||
г.о.Кашира | |||
г.о. Коломенский | |||
г.о. Дзержинский | |||
г.о.Зарайск | |||
г.о. Котельники | |||
г.о. Домодедово | |||
г.о. Лыткарино | |||
г.о. Озёры | |||
г.о.Серебряные Пруды | |||
4.
| Ногинская (ООО «Хартия») | г.о. Павлово-Посадский |
+7 (495) 145-72-02 |
Щёлковский м.р. | |||
г.о. Богородский | |||
г.о. Ликино-Дулёво | |||
г.о. Балашиха | |||
г.о. Звёздный городок | |||
г.о. Красноармейск | |||
г.о. Лосино-Петровский | |||
г.о. Орехово-Зуево | |||
г.о. Реутов | |||
г.о. Фрязино | |||
г.о. Черноголовка | |||
г.о. Электрогорск | |||
г.о. Электросталь | |||
5. | Рузская (ООО «Рузский региональный оператор») | г.о. Наро-Фоминский |
+ 7 (499) 110-27-53 |
г.о. Рузский | |||
Одинцовский м.р. | |||
г.о. Истра | |||
г.о.Красногорск | |||
г.о. Власиха | |||
г.о. Восход | |||
г.о. Звенигород | |||
г.о. Краснознаменск | |||
г.о. Молодёжный | |||
Волоколамский м.р. | |||
Лотошинский м.р. | |||
г.о. Можайск | |||
г.о. Шаховская | |||
6.
| Сергиево-Посадская (ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор») | Сергиево-Посадский м.р. |
+7 (499) 322-47-23 |
Пушкинский м.р. | |||
Талдомский м.р. | |||
Дмитровский м.р. | |||
г.о.Мытищи | |||
г.о. Долгопрудный | |||
г.о. Дубна | |||
г.о. Ивантеевка | |||
г.о. Королёв | |||
г.о. Химки | |||
г.о Лобня | |||
7. | Чеховская (ООО «МСК-НТ») | Серпуховский |
8 800 234 36 70 |
Для того, чтобы двухконтейнерная система раздельного сбора в Московской области улучшалась, нужно:
Власти Подмосковья определили региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами для семи зон области.
Оператор «Экопромсервис»
Зоны ответственности: Солнечногорский, Клинский г.о.
Документы:
Протоколы № 1, № 2, № 3 Алексинская зона
Конкурсная документация
Оператор «Каширский РО»
Зоны ответственности: г.о. Луховицкий,Ленинский, г.о. Ступино, г.о.Кашира, г.о. Коломенский, г.о. Дзержинский, г.о.Зарайск, г.о. Котельники, г.о. Домодедово, г.о. Лыткарино.
Документы:
Протоколы № 1, № 2, № 3 Каширская зона
Конкурсная документация
Задолго до предприятий мер с их стороны активными администрациями, предпринимателями и активистами в некоторых городах, жилых комплексах, посёлках уже действует раздельный сбор отходов. В конце 2016 года утверждена территориальная схема обращения с отходами в Московской области, по сути это план, что делать с отходами в области (захоранивать, сжигать или сортировать). В марте 2018 года опубликованы поправки для территориальной схемы обращения с отходами в Московской области. Власти Подмосковья определили региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами для семи зон области.
Наш обзор терсхемы
Полный текст территориальной схемы Московской области
К 2021 году в Московской области построят 4 мусоросжигательных завода
Всё про мусоросжигание
В проекте схемы заявлено о планах по строительству четырёх мусоросжигательных заводов мощностью по 700 тыс. тонн каждый, половина отходов для которых будет поступать из Москвы.
Получается, что ежегодно каждый житель Московской области будет «поставлять» на сжигание 150 кг своего мусора. Судя по расчётам, приведённым в документе, запустить заводы планируется в 2023 году.
Размещать заводы предлагается «по периметру Малого московского бетонного кольца или на небольшом удалении от него». Разработчики схемы также присмотрели площадки в районе Наро-Фоминска, Солнечногорска, Ногинска и Воскресенска, куда будет проще и дешевле привозить отходы.
Единственное, о чём беспокоятся разработчики проекта схемы — установление «зелёных» тарифов на электроэнергию. То есть строить мусоросжигательные заводы будут готовы, только если производимую энергию получится продавать дороже, чем обычную, либо её будут обязаны покупать участники рынка электроэнергии по механизму договоров поставки мощности (ДПМ)*. Сейчас порядок установления «зелёных» тарифов на электроэнергию ещё не определён и обсуждается на федеральном уровне.
Механизм договоров предоставления мощности приведёт к росту тарифов на электроэнергию для производителей товаров и услуг, это ударит по кошелькам как минимум жителей Московского региона.
В это же время в нашей стране энергия уже производится с избытком, а предприятия по переработке отходов, наоборот, испытывают дефицит вторсырья и работают вполсилы. Сложившаяся ситуация противоречит принятому закону «Об отходах», где переработка ставится в приоритет перед сжиганием.
Кроме того, мусоросжигательные заводы станут дополнительными источниками выбросов токсичных веществ, которые приводят к росту онкологических заболеваний и вызывают бесплодие.
Разработчики проекта схемы хотят не только активно сжигать мусор, но и закапывать его на свалках**. В документе говорится о расширении шести мусорных полигонов («Аннино», «Алексинский карьер», «Храброво», «Воловичи», «Непейно», «Ядрово») и строительстве пяти новых, расположенных в восточной и юго-восточной частях Московской области (Серебряно-Прудский, Сергиево-Посадский, Орехово-Зуевский, Каширский, Воскресенский районы).
Раздельный сбор отходов в Московской области, несмотря на заявление министра экологии и природопользования региона Александра Когана, планируется организовывать не на всей территории области, а лишь в основных крупных городах: Волоколамске, Красногорске, Солнечногорске, Химках, Дубне, Мытищах, Ивантеевке, Ногинске, Балашихе, Шатуре, Домодедове, Озёрах. В остальных населённых пунктах области решение о внедрении раздельного сбора должен принять (или не принять) региональный оператор.
Перед тем как вступить в силу, проект терсхемы должен пройти согласование в Росприроднадзоре.
Призываем руководителя надзорного ведомства Артёма Сидорова отправить на доработку территориальную схему Московской области, из которой как минимум необходимо исключить раздел о сжигании мусора и добавить пункты о внедрении раздельного сбора.
Разработчики должны учитывать в документе все технологические, экономические, экологические и социальные факторы, а также мнение жителей. Даже Минэкономразвития России отмечает, что «в настоящее время в Российской Федерации существуют отечественные производители оборудования по переработке отходов и реализуются проекты, превосходящие по экономической эффективности и экологической безопасности проекты по термическому обезвреживанию отходов».
*Если владельцы будущих мусоросжигательных заводов смогут заключить договоры поставок мощности, то у них появится железное основание для строительства заводов (предусмотрена выплата штрафов за просрочку ввода мусорного завода), с которым очень сложно будет спорить. Ещё тяжелее будет обосновать заморозку или прекращение строительства.
**Несмотря на то что Московская область приступила к разработке территориальной схемы достаточно давно, складывается ощущение, будто доделывали её в последний момент и в крайней спешке. В текстовой части схемы и в приложениях к ней приводятся два совершенно разных набора целевых показателей, которые планируется достигнуть к 2030 году. Например, разница по количеству отходов, направляемых на захоронение, отличается на 15%! Аналогичные разбросы есть и по всем остальным методам обращения с отходами. Что этим хотели сказать разработчики, остаётся загадкой.
Текст и предложения петиции разработаны «Альянсом против сжигания и за переработку отходов», куда входят общественные организации Гринпис России, ЭКА, движение «РазДельный Сбор», Центр экономии ресурсов, центр Дронт, «Друзья Балтики».
Реализуемая в настоящее время в России реформа по обращению с отходами зашла в тупик из-за нарушения законодательства на всех уровнях государственного управления.
Мы верим, что совместными усилиями сможем выйти из «мусорного кризиса». Полный текст, все пояснения, предлагаемые решения читайте по ссылке.
«Очень часто непросвещенных граждан власти и инвесторы вводят в заблуждение тем, что говорят “Никакого мусоросжигания. Мы будем производить топливо RDF”.
Некоторые граждане успокаиваются, а пытливые умы идут в гугл, и узнают, что твёрдое топливо из отходов RDF ( refuse-derived fuel ) состоит наполовину из полимеров и бумаги, а также иных горючих фракций, входящих в состав твердых коммунальных отходов. Что немаловажно, RDF сжигают на различных объектах, начиная с предприятий цементной промышленности, и заканчивая котельными для отопления населённых пунктов. Поэтому мы считаем, что сжигание RDF это тоже мусоросжигание, только не прямое, а опосредованное. Более подробно о том, из чего разрешают в РФ делать RDF, можно прочитать в ГОСТ Р 54262-2010.
⠀
Производство RDF классифицируется как утилизация, т.е. изготовление продукции, а продукция, в свою очередь, должна быть реализована, и значит, востребована со стороны определённых компаний. К RDF предъявляются особые требования по теплотворности и морфологическому составу, что делает производителя в некотором смысле заложником: если в состав RDF должно входить больше полимеров, чем оказывается в “хвостах” после сортировки, изготовитель такого топлива берет пластик из вторсырья и добавляет в RDF.
⠀
Применение RDF в современных условиях не может считаться экологически безопасной затеей: при сжигании такого топлива образуются вредные химические соединения, которые либо попадут в состав цемента на цементных производствах, либо в атмосферу на других предприятиях по производству энергии. Эксперты считают, что сжигание RDF не на мусоросжигательных заводах приводит к ещё большему загрязнению окружающей среды, чем функционирование МСЗ, т.к. отсутствуют особые требования к очистке отходящих газов.
Выбор схемы обращения с отходами, при которой ставка делается на производство RDF из твердых коммунальных отходов, препятствует решению проблемы отходов в целом: раз затеяли производить RDF, нужно много смешанных отходов, в составе которых есть заведомо неликвидные пластики, годные только к дальнейшему сжиганию. Начнёшь ограничивать одноразовые товары и неперерабатываемую упаковку — упадет количество отходов в целом, и изменится морфологический состав: пластиков будет меньше, RDF будет меньше, а долги за оборудование отдавать всё равно придется.
⠀
Если считать, что в РФ образуется 70 млн.тонн ТКО (а на самом деле больше), то четверть из них может стать RDF только потому, что правительство не торопится ограничивать и даже запрещать неперерабатываемые товары, т.е. около 17 млн. тонн. Неизвестно, сможет ли поглотить весь этот RDF цементная промышленность, а значит существует риск “пристраивания” такого добра в котельные для населенных пунктов. Примером может служить попытка применения RDF Топал в реконструированных котельных сельских поселений Лужского района Ленинградской области. Производитель Топала ООО “Ресурсосбережение” — это одна из компаний холдинга по транспортировке, обработке и захоронению ТКО. Весьма показательный пример, как ищут стабильный сбыт для “хвостов”.
⠀
В свете того, что сжигание смешанных ТКО после обработки признали энергетической утилизацией, судьба RDF становится более неопределенной. Ведь производство такого топлива — это производство продукции (утилизация), а сжигание топлива как продукции уже не будет иметь отношения к обращению с отходами, и “срубить” какую-нибудь субсидию на энергетическую утилизацию будет затруднительно. В наиболее выгодном положении окажутся те региональные операторы, которые имеют собственные “мусорные” ТЭС.
Чтобы не поощрять такое развитие событий, необходимо добиваться ограничения и даже запрета на оборот трудноперерабатываемых, неизвлекаемых и неотделяемых отходов».
Правила сбора ртутьсодержащих ламп
Нормативы накопления отходов в Московской области
Об_установлении_предельных тарифов на услуги_региональных_операторов по обращению с отходами
Приложение_к_ПП_МО_об_установлении_предельных тарифов_региональных_операторов
Нормативы накопления отходов МО